Татарстанская организация
профсоюза машиностроителей РФ

Антон Дроздов: каждая третья пенсия - досрочная
Глава ПФР рассказал "Независимой Газете" о самой затратной статье системы обязательного пенсионного страхования

Досрочный выход на пенсию работников с тяжелыми условиями труда – одна из главных проблем российской пенсионной системы. Такие пенсии выплачиваются за счет, прежде всего, бюджета и взносов всех работающих россиян. А прямую выгоду от них получают крупнейшие частные работодатели: владельцы шахт, химических и металлургических предприятий. Ведь они могут привлекать работников на меньшую зарплату, обещая при этом досрочную государственную пенсию. Ежегодные платежи в пенсионную систему от предприятий с вредными условиями труда еще несколько лет назад были почти в 10 раз меньше, чем расходы пенсионной системы на выплату досрочных пенсий. Об особенностях этой системы корреспонденту «Независимой Газеты» Анастасии БАШКАТОВОЙ рассказывает глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон ДРОЗДОВ.

- Многие считают выплату досрочных пенсий из «общего котла» главной проблемой российской пенсионной системы. Расскажите о влиянии фактора досрочных пенсий. Для начала: кто имеет право на досрочные пенсии?

Основания, дающие право на более раннее назначение пенсии, можно разделить на четыре группы. Первая – это работники, которые отработали определенный стаж на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Вторая группа связана с трудовой деятельностью в определенных профессиях, но это уже досрочное назначение за выслугу лет. Прежде всего это врачи и учителя. Третья группа – это граждане, которым пенсия досрочно назначается при определенных социальных факторах. Например, мамам, вырастившим ребенка-инвалида, и многодетным мамам. И четвертая причина назначения пенсии досрочно – это работа или проживание в районах Крайнего Севера и на территориях с такими же суровыми климатическими условиями.

- Сколько сейчас получателей досрочных пенсий в общей численности пенсионеров?

На данный момент досрочники составляют 11,4 миллиона человек, то есть треть всех получателей страховой пенсии по старости – именно она назначается досрочно. В процентном соотношении их доля стала снижаться за последние четыре года, прежде всего, за счет сокращения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Если в 2012 году она составляла 33,1% всех получателей страховой пенсии по старости, то в 2016 году это 32,1%.

- Значит ли это, что досрочные пенсионеры больше получают от пенсионной системы выплат, чем делают в нее взносов во время работы?

Назначение пенсии по льготным основаниям происходит на несколько лет раньше, чем по общеустановленным, хотя тариф страховых взносов в обоих случаях одинаковый. Исключение составляет тариф для предприятий с рабочими местами с вредными и опасными условиями труда – для них введен дополнительный тариф. Страховые взносы по нему в 2013 году составили 31,9 млрд руб., в 2014 году – 61,1 млрд руб., в 2015 году – 73,1 млрд руб. При этом трансферты из федерального бюджета на досрочные пенсии за это же время составили еще 301,6 млрд руб., 292,5 млрд руб. и 315,8 млрд руб. соответственно. То есть расходы на выплату досрочных страховых пенсий гораздо выше поступления доптарифов.

- Можно ли сказать, что выплата досрочных пенсий создает предпосылки для дефицитности пенсионной системы?

Система досрочных пенсий сложилась еще в советские годы. Когда она формировалась, льготы по более раннему выходу на пенсию предоставлялись, чтобы компенсировать такие факторы, как низкие зарплаты в некоторых отраслях, например, врачам и учителям, или вредные условия труда, которые влияют на здоровье. За годы ситуация поменялась, зарплаты увеличиваются, производства в значительной степени перестают быть вредными, а пенсионные льготы в большинстве случаев остаются. Сегодня они по-прежнему обеспечены трансфертами из федерального бюджета и дополнительными тарифами страховых взносов, которые установлены для работодателей, где есть рабочие места с опасными и вредными условиями труда.

- Как, на ваш взгляд, было бы целесообразно изменить систему досрочных пенсий в России?

Изменения в системе досрочных пенсий уже происходят. Несколько лет назад введен дополнительный тариф для плательщиков с вредными и опасными рабочими местами, который частично компенсировал расходы на досрочно назначаемые пенсии. Также появилась специальная оценка рабочих мест, которая, с одной стороны, объективно показывает опасность и вредность труда, а с другой – стимулирует работодателей улучшать условия, чтобы не платить доптариф. В будущем планируется сделать акцент на дальнейшее развитие корпоративного пенсионного страхования, когда предприятия с вредными и опасными условиями труда участвуют в пенсионных программах для своих работников, а эти пенсионные программы выплачивают им пенсии до общеустановленного пенсионного возраста.

- Согласны ли вы с тезисом о дефиците пенсионной системы? Если да или нет, то почему? Каков ваш рецепт балансировки пенсионной системы?

Расходы бюджета ПФР полностью обеспечиваются его доходами. С одной стороны, это взносы работодателей и самозанятых граждан на обязательное пенсионное страхование, с другой стороны, это трансферты из федерального бюджета на государственные обязательства по выплате социальных пенсий, пособий и материнского капитала и на финансирование государственных льгот для страхователей и некоторых категорий граждан по обязательному пенсионному страхованию. То есть все существующие в пенсионной системе обязательства перед гражданами имеют свой источник финансирования, что позволяет Пенсионному фонду выплачивать пенсии, доплаты к пенсиям и другие социальные пособия в полном объеме и в срок.

Если говорить о системе обязательного страхования, в которой расходы – это выплата всех видов страховых пенсий, то они на две трети обеспечены поступающими страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, а на треть – это трансферты из федерального бюджета, которые покрывают расходы ПФР на различные льготы, данные государством отдельным категориям страхователей и застрахованных лиц.

Самыми затратными статьями являются льготы на все виды досрочных пенсий и льготные тарифы для достаточно широкого круга категорий страхователей.

Для дальнейшего снижения зависимости пенсионной системы от трансфертов из госбюджета продолжается реализация мероприятий стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, утвержденной правительством РФ.

- Какова динамика сбора пенсионных взносов? Заметен ли уход зарплат в тень?

Сборы страховых взносов в 2016 году составили более 4,131 трлн руб., что на 6,6% больше 2015 года. Прирост за год поступления страховых взносов на 267 млрд руб. является высоким показателем сбора. Мы вышли на прогнозные показатели сбора, при этом размер недоимки остался на низком уровне – не более 1,2% от общей суммы начисленных страховых взносов. С 2017 года сбор страховых взносов осуществляется Федеральной налоговой службой, а все процессы учета и формирования пенсионных прав остались за ПФР.

- Давайте перейдем к обсуждению более специфических тем. Как можно оценить итоги государственной программы софинансирования пенсии?

Итоги программы еще рано оценивать, поскольку некоторые граждане будут участвовать в ней вплоть до 2025 года, а получать выплаты – еще дольше этого времени. Поэтому пока можно говорить только о промежуточных результатах. В 2015 году взносы граждан и работодателей составили 7,1 млрд руб., государственное софинансирование – 6,8 млрд руб. За 2016 год взносы граждан и работодателей, по предварительным данным, насчитывают 5,7 млрд руб. С учетом этих взносов и государственного софинансирования, которое поступит в следующем году, общая сумма средств, сформированных участниками программы, превысит отметку в 100 млрд руб.

- Насколько успешна и эффективна программа? Есть ли конкретные доказательства полученной гражданами пользы от нее?

Программа софинансирования пенсии продолжает работать по всем установленным для нее правилам, невзирая ни на какие изменения в экономике и пенсионной системе. Пользу от программы уже получают многие пенсионеры. Например, за 11 месяцев прошлого года выплаты пенсионных накоплений в ПФР были назначены 1,16 млн пенсионеров, многим из них выплачивались средства, сформированные по программе. Средний размер прибавки к пенсии от участия в программе сегодня составляет 1 296 руб. в месяц, что примерно равно 10% от среднего размера страховой пенсии по старости.

- Вопрос относительно еще одной вашей программы – материнского капитала. К чему приводит отказ властей от его индексации?

Поддержка российских семей по программе материнского капитала очень высока: средства, которые уже выплачены по ней, превысили к настоящему моменту 1,65 трлн руб. Больше половины семей, владеющих сертификатом на материнский капитал (54,5%), полностью израсходовали предоставленные им средства государственной поддержки. Основную часть средств семьи направляют на улучшение жилья, это около 92% распоряжений за все годы.

Сохранение размера материнского капитала не повлияло на динамику и структуру направлений использования средств капитала. Важно, что программа продлена еще на два года. С учетом существующих темпов обращения за материнским капиталом около 1,7 млн сертификатов будет выдано за это время.

- А как выглядит статистика обращений владельцев сертификата за единовременными выплатами? Есть ли признаки того, что люди стали чаще обращаться за ними?

Показатели обращения за единовременными выплатами сложно сопоставить, поскольку предоставление каждой из них осуществлялось в разные периоды и в разных условиях. Отличаются и сроки предоставления выплат, и количество семей, имевших право на них, и степень расходования сертификатов в разные периоды. В абсолютных цифрах это выглядит так: самую первую единовременную выплату получили 1,6 млн семей, вторую – 1,7 млн семей, третью – 2,2 млн семей, четвертую – 1,7 млн семей. За все время в рамках единовременных выплат семьям направлено 117,1 млрд руб. При этом у нас семьи, которые получили все единовременные выплаты, но соцопросы показывают, что большинство семей хотят использовать весь материнский капитал на одно направление – чаще всего на улучшение жилищных условий.

По материалам Независимой газеты